Любимая ДАЧА

Вход для пользователей

Архангельское- "великолепная деревня" князей Юсуповых

усадьба АрхангельскоеАрхангельское одно из замечательных архитектурных ансамблей, построенных под Москвой в конце ХVIII – начале XIX века, одно. Своей красотой расположения и богатством видов усадьба Архангельское превосходит многие другие подмосковные усадьбы.

Листая страницы истории.

Первое упоминание об Архангельском относится к 1537 году. В XVII веке его владельцами были князья Одоевские, при которых у самого края высокого берега, где сосны смотрятся в тихие воды старого русла реки-Москвы, была поставлена каменная церковь Михаила Архангела, и появилось само название – Архангельское (до этого село называлось Уполозы). В петровское время село Архангельское стало собственностью князя А.С. Голицына, сподвижника Петра. При нем был разбит регулярный парк и построен господский дом. Позже внук затеял реконструкцию дедовской усадьбы, соорудил обширные оранжереи, каменные террасы, парковые павильоны, а на месте старого дома по проекту французского архитектора шевалье де Герна выстроил великолепный, увенчанный бельведером дворец и колоннады галерей, обрамляющих с боков парадный двор, что придало ему вид миниатюрного римского форума.
Красота и парадность ансамбля возросли после приобретения усадьбы князем Николаем Борисовичем Юсуповым, одним из последних блестящих екатерининских вельмож. Его богатство было столь огромно, что он и сам не знал его истинных размеров и не мог без записной книжки перечислить все свои владения. Поговаривали, что один только годовой доход князя составлял около миллиона рублей. Юсупов объехал всю Европу, получил прекрасное образование, говорил на пяти языках, слыл коллекционером и любителем искусств и имел обширные знакомства с художниками, писателями, философами, в том числе с Вольтером, Руссо и Бомарше. В Отечестве он достиг больших чинов и занимал ряд высоких государственных должностей, был директором императорских театров и Эрмитажа.

Внутри дворец впечатлял своей почти царской роскошью. Большие залы с колоннами первого этажа: Египетская столовая, Аванзал, Парадная гости¬ная, Кабинет – были украшены мраморными статуями, росписями на потолках и картинами старых мастеров. Два из них были специально посвящены художникам Тьеполо и Гюберу Роберу. В Античном зале размещалось богатое собрание античных статуй и керамики. Все эти произведения были подлинными, приобретенными на раскопках италийских городов Помпеи и Геркуланума, засыпанных пеплом при извержении Везувия.

Царственная роскошь.

Усадьба Архангельское задумывалась как парадная загородная резиденция. Стремление создать усадебный, органически связанный с природой дворец определяло его внутреннюю планировку. В длинной анфиладе парадных залов менялись размеры, цвет и убранство, неизменным оставалось только одно – обилие окон и застекленных дверей, в которых мелькали то панорама парка, то его отдельные уголки. Это ощущение полного слияния архитектуры и природы было особенно сильно в теплое время года, когда в парк открывались окна и двери. Дворец стоял на очень низком белокаменном цоколе, и только несколько широких ступеней отделяли посетителей от зеленой глади газонов, которые по террасам каскадами спускались вниз, к уходящим вдаль лесам за Москвой-рекой.
И только жилые комнаты второго этажа с их камерностью и уютностью напоминали скорее о тихой дворянской усадьбе, чем о торжественной резиденции богатого вельможи, и позволяли отдохнуть от обилия роскоши.

Кусочек Италии.

Уединенность и задумчивость царили в обширном усадебном парке Архангельское. Вызывали восхищение его строгая композиция, подстриженные деревья, «важно и чопорно, как официанты прошлого века, в париках и французских перчатках, стоявшие по обеим сторонам дороги», его симметрично расставленные скульптуры, которые оказывались либо копиями известных античных оригиналов, либо высокого качества изваяниями эпохи классицизма.
Бесконечные дали открывались с большого холма, склоны которого были использованы для устройства террас с балюстрадами и белокаменными подпорными стенами. Подобные террасы, характерные для парков Италии и весьма редкие в подмосковных усадьбах, сооружались по проекту работавшего в России итальянского архитектора Джакомо Тромбаро. На террасах, украшенных статуями, бюстами и мраморными вазами, были разбиты цветники. Грабовые аллеи окаймляли длинный зеленый газон. На берегу у самой воды возвышались четыре павильона, соединенные оранжереями двухсотметровой длины. В зимнем саду среди апельсиновых деревьев и пальм стояли мраморные скамьи и били фонтаны. Экзотические птицы и цветы создавали иллюзию вечного лета, в то время как сквозь высокие окна был виден парк, покрытый искрящимся на солнце пушистым снежным ковром.
Усадьба Архангельское всегда была открыта для гостей. В парке, среди боскетов и фонтанов, бродили Пушкин и Вяземский, Герцен и Огарев, члены русского императорского дома и королевских домов Европы. Гости без устали любовались усадебными пейзажами, в которых искусство и природа так счастливо дополняли друг друга.

Книгохранилица,кумиры и картины.

Юсупов превратил Архангельское в хранилище огромных художественных ценностей. Одна картинная галерея насчитывала более 500 картин, в том числе полотна Рембрандта, Ван-Дейка, Буше, Греза, Давида, Тьеполо. Дворец был украшен первоклассной скульптурой, редкостной мебелью, старинными коврами, фарфором и бронзой. Сюда же старый князь привез и свою библиотеку. По свидетельству современников, она являлась «самой крупной коллекцией в Москве» и размещалась не только на втором этаже Большого дома, но и рядом, во флигеле. На полках старинных шкафов можно было увидеть первые издания Расина, Гольдони, Монтескье, знаменитую «Энциклопедию» Дидро и «Грамматику» Ломоносова, а также Библию 1462 года, современницу изобретения книгопечатания.
При Юсупове Архангельское было не доходным имением, а предметом трат и удовольствий, приютом роскоши и красоты. Князь писал своим управляющим: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная, и для веселия, а не для прибыли, то стараться заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других». И он «заводит» здесь фарфоровую фабрику, художников и сырье для которой выписывает из Севрской мануфактуры, разбивает ботанический и зоологический сады, создает крепостной оркестр. Бывший директор императорских театров не мог отказать себе в удовольствии иметь и собственную театральную труппу, хотя она и не была столь популярна, как шереметевская, и не имела столь ярких артистов. Главная «фишка» юсуповского театра заключалась в декорациях знаменитого итальянского театрального художника Пьетро Гонзаго.
Усадебный ансамбль Архангельское был окончательно завершен в 1830 году. «Великолепная деревня, в которой собрано все, что может придать очарование досугам вельможи», так оценили его современники. Спустя год старый князь Юсупов умер. Его наследники уделяли усадьбе значительно меньше внимания и даже вывезли отсюда часть коллекции.

Последние владельцы

И только в начале 20 века при последних владельцах Архангельского, княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой и ее сыновьях Николае и Феликсе, была предпринята попытка вернуть усадьбе былую славу.
Зимой Юсуповы, как и многие другие богатые и знатные семейства, жили в Петербурге, а лето неизменно проводили в своей знаменитой «подмосковной». «Летом мы уезжали в Архангельское, – свидетельствует Феликс Юсупов. – Нас сопровождали многочисленные гости, и многие из них оставались на весь сезон». Архангельское вновь оживлялось. Запах роз поднимался с террас и окружал дом. Зал с ротондой распахивал свои двери в парк, и гости приходили в восхищение открывающейся перспективой: террасы и длинный газон, обрамленный статуями, тянулись к горизонту и терялись в синей тени леса.
Дни проходили в прогулках, пикниках и чаепитиях за накрытым прямо в саду, под липами, столом. Играли и в новомодные виды спорта – теннис, крокет. Мужчины в белых фланелевых рубашках, дамы – в узких пикейных юбках и легких блузках. Один из гостей, племянник графа Николай Сумароков-Эльстон, был даже чемпионом России по теннису, и однажды вчистую обыграл Николая II. Вечерами слушали пение цыган, ставили любительские спектакли.
В 1912 году Феликс Юсупов распорядился переоборудовать некоторые комнаты дворца. Воспользовавшись ремонтом, он с интересом обследовал все его дальние закоулки: гардеробные, подвалы и чердаки, – где обнаружил целые сундуки с фарфором и хрусталем усадебных фабрик, а также сервиз из севрского фарфора, украшенный головками негров, который был подарен Николаю Юсупову французским королем Людовиком XVI и королевой Марией-Антуанеттой, с которыми тот состоял в большой дружбе. На чердаке театра он наткнулся на свернутые в большой рулон пыльные полотна, оказавшиеся ни чем иным, как декорациями Пьетро Гонзаго.
«Возвращаясь однажды с прогулки и поднимаясь по лестнице последней террасы, я остановился наверху, чтобы оглядеть огромный парк с его статуями и аллеями и великолепный дом, давший приют бесценным богатствам, – вспоминал Феликс Юсупов. – Я думал, что однажды все это будет принадлежать мне и что это лишь частичка богатства, которое должно перейти ко мне. Мысль стать однажды одним из богатейших людей России опьянила меня».
Однако судьба распорядилась иначе. И в эмиграции представителю одного из самых богатых российских родов пришлось зарабатывать себе на жизнь.
усадьба Архангельское


журнал Любимая ДАЧА, купить, подписаться

«Любимая ДАЧА» №6 2017,
июньский номер,
в продаже с 22 мая





Любимая дача. Специальный выпуск

Специальный выпуск
№6 2017:
«Дачное подворье»
в продаже с 3 мая

Моя любимая дача, купить журнал, подписать на журнал

«Моя любимая ДАЧА»
номер 6 2017
в продаже c 3 мая

журнал САД своими руками , купить, подписаться

«САД своими руками» №5 2017,
в продаже с 10 апреля

журнал Цветники в саду , купить, подписаться

«Цветники в саду» №5 2017,
в продаже с 10 апреля

RSS-поток
Добавить в Яндекс.Ленту
Добавить в Google

Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted.


support@ldacha.ru
КОНЛИГА МЕДИА 2016